МКОУ "Заозёрная СОШ"
с. Михайловское, Михайловский район Алтайский край
  • Год педагога и наставника 27 апреля, 04:58

    Маяк для многих поколений

    Галина Николаевна Шумилова

    Год рождения – 1945, село Михайловское. Образование высшее, окончила  с отличием Барнаульский государственный педагогический институт в 1969 году, по специальности- учитель русского языка и литературы.
    Награды: знак «Победитель соцсоревнования» (1975г.), грамота Министерства РФ, значок «Отличник народного просвещения» (1991г.), краевые и районные грамоты.
    «С Заозёрной средней школой связаны основные периоды моей биографии. Здесь я пошла в первый класс, сюда вернулась по окончании БГПИ, отсюда ушла на пенсию.
    Первая моя учительница- Ульяна КалиновнаБиневская. Это мой идеал культуры, женственности, обаяния по сей день. Ей более 80 лет, но она остается деятельной, интересующейся всеми событиями в стране, не теряющей оптимизма, несмотря на пришедшие с возрастом болезни. Я поддерживаю с ней связь постоянно, она умеет ободрить, посоветовать, вдохновить, да и просто поговорить о делах давно минувших и проблемах современных.
       Людьми высокой культуры были супруги Кожуховы: Мария Матвеевна и Дмитрий Павлович. О таких педагогах хочется сказать словами Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Дмитрий Павлович, участник Великой Отечественной войны, преподавал историю в 5-7 классах. Слушали его всегда с интересом, очень уважали за его тактичность, умение видеть в каждом ребенке личность, объективно оценить не только ответы учеников на уроках, но и самые разные ситуации, возникающие в школьной жизни. Он несколько лет был директором Заозёрной семилетней (в то время) школы.

    Мария Матвеевна преподавала географию и биологию. Много сил отдала созданию и работе пришкольного участка: выписывала и собирала саженцы, выращивала рассаду. А мы, юннаты, возили из леса плодородную землю. Преданная своему делу, своему предмету, она требовала этого и от нас. Получить у неё четверку или пятёрку было непросто: кроме учебника нужно было знать сведения из дополнительной литературы. Ценила, когда на уроках ботаники рассказывали о семейном опыте выращивания овощей.
      Мы никогда не слышали от неё злого окрика, тем более грубого слова. На неблаговидные поступки или глупые ответы лишь покачивала головой и отворачивалась. И так стыдно станет..за то, что обидели её.

       По русскому языку меня учили Александра Фёдоровна Редькина и Полина Петровна Колбунова. Математику преподавала Валентина Степановна Федотова.
       В пятом классе она была нашим классным руководителем. Требовательная, она не пропускала ни единого нарушения дисциплины. Мальчишки её очень боялись: спуску не давала. Зато класс был лучшим по школе. Когда осенью мы вместе с ней ходили собирать колоски, она рассказывала нам о своём детстве, прошедшем на оккупированной фашистами территории. Понятна стала её нетерпимость к наплевательскому отношению к хлебу, к труду, к учёбе. Нетерпимость, доходящая до нервного срыва. Проработала она у нас недолго. Выйдя замуж, уехала из Михайловского.
       В шестом классе нас приняла Валентина КалиновнаСитникова (Досужина). Она же была старшей пионерской вожатой. А я – председателем Совета дружины. Сборы, вечера, праздники, разучивание песен – всё это заполняло работу нашей дружины.
        Гордостью нашей школы были учителя Прасковья Лукьяновна Касьянова, Григорий Фёдорович Новиков, Анатолий Иванович Сметанин, Клавдия Алексеевна Коротаева.
        С 8 класса по 11 я училась в Михайловской средней школе №1 с производственным обучением. Окончив её с золотой медалью, поступила в Барнаульский государственный педагогический институт, получила диплом с отличием и направление в Заозёрную среднюю (тогда уже) школу, где проработала в то время всего лишь год. После рождения дочери в 1970 году и по 1982 год преподавала в МСШ №1.
        С 1982 по август 1986 года заведовала отделом пропаганды и агитации РК КПСС… Но душа и сердце были в школе. Так что с 1986 по 2008 год я снова ЗСШ. 13 лет проработала завучем, преподавала русский язык и литературу. Передав заведование учебно-воспитательным процессом, работала учителем, руководила методобъединением учителей гуманитарного цикла.
        В своей деятельности как завуча, основное внимание сосредоточила на организации методической работы: семинары с пропагандой передового опыта, открытые уроки, выставки опыта лучших педагогов. Были осуществлены поездки в Полуямскую среднюю школу, в Волчихинскую среднюю школу, где знакомились с организацией работы по кабинетам, с деятельностью коллективов учителей. Словом, посравнивать, да посмотреть, по возможности перенять лучшее.
     Посещая уроки педагогов, старалась найти новое, творческое, положительное, интересное. Недочёты и искать не надо было- сами всплывут. Хорошо, если при самоанализе учитель видит их, выясняет причины, находит пути исправления. С такими людьми и работать хочется, потому что чувствуется их заинтересованность, желание учить детей и учиться самому.
       Готовясь к посещению уроков, прочитывала предметные методические журналы, литературу. Ведь идёшь не только с тем, чтобы проанализировать урок, но и дать что-то новое, вдохновить педагога на творческую работу. Этому я научилась у завуча МСШ №1 Василия Фёдоровича Филатова, заслуженного учителя РФ.
      При посещении уроков просила помощи у опытных учителей: особенности определённого предмета известны только предметнику. Так, иду к физику, приглашаю Николая Ивановича Герасимова, к математику- Валентину Васильевну Любкину; к биологу – Нину Ильиничну Кондрашеву; на урок иностранного языка – Наталью Николаевну Волкову.
       Школа занимала ведущее место по успеваемости и качеству знаний, призовые места на олимпиадах. ЗСШ стала филиалом опорной школы №1 по предметам: география – В.А. Перова, биология- Н.И. Кондрашева, ИЗО- С.В. Полохов, начальные классы- Н.В. Табачник.
       Сергей Васильевич Полохов, учитель ИЗО, первым в крае начал работу по системе Б. Неменского, для этого были созданы все условия: оборудован кабинет ( в этом большая заслуга самого Сергея Васильевича), добавлены часы на изучение предмета. Их «позаимствовали» у учителей русского языка. Они поняли значимость эксперимента и возражений не было. Словом, помогала не только администрация, а и весь коллектив.
       На базе нашей школы прошло два краевых семинара: учителей ИЗО и директоров школ. Эксперимент удался, опыт есть. К сожалению, С.В. Полохов перешёл в МСШ №1, где в первый же год занял первое место в конкурсе «Учитель года», ненамного опередив Светлану Васильевну Сторожеву, учителя музыки ЗСШ. А так хотелось, чтобы этот тандем работал и процветал, принося славу нашей школе.
        Это был первый районный конкурс «Учитель года», на втором конкурсе отлично выступила Тамара Николаевна Биневская, учитель начальных классов. Её отличает чёткая организация урока, системность в работе, трудолюбие, нетерпимость ко всякого рода недостаткам.
    В краевом конкурсе «Вожатый года» (2001) участвовала старшая пионерская вожатая Сафрайдер Татьяна Владимировна. Благодаря её работоспособности, творческому характеру, неуспокоенности, энтузиазму, дружина «Заозёрная» неоднократно была признана лучшей в районе, а сама Татьяна Владимировна удостоена высшей квалификационной категории как старшая пионерская вожатая.
      Я благодарна коллективу, который всегда поддерживал администрацию, с пониманием относился к проблемам, которые предстояло решать школе, ответственно относился к своей профессиональной деятельности, заботился о престиже школы. Надёжно было работать с директором школы Николаем Ивановичем Гераасимовым, организатором Галиной Марковной Зенцовой, учителями Ниной Ильиничной Кондрашевой, Верой Андреевной Перовой, Любовью Андреевной Дерегановой, Валентиной Васильевной Любкиной, Ольгой Борисовной Коротаевой, Александрой Ивановной Ивановой, Юрием Васильевичем Шатовым, Светланой Васильевной Сторожевой, Людмилой Николаевной Татьянченко, Светланой Николаевной Сейтен, Зоей Петровной Загурской.
       Большую помощь педагогам и учащимся оказывала Галина Ивановна Быханова, библиотекарь школы. К ней шли не только за книгами, журналами, но и просто за советом, поддержкой, добрым словом, заботой и вниманием.
       В 55 лет я оставила административную работу. До 2008 года преподавала русский язык и литературу. Мой трудовой стаж -49 лет, из них – 45 лет педагогической деятельности. Я люблю свою профессию, никогда не сомневалась в правильности выбора. Когда меня пригласили на преподавательскую работу в Михайловский филиал АлтГУ, я с удовольствием согласилась. Там проработала 5 лет. С теплотой и любовью вспоминаю преподавателей и студентов. Кажется, что рядом с ними помолодела на 5 лет.
        Самая высшая награда для меня- благодарность родителей и моих всегда любимых учеников, которых я всех помню, радуюсь их успехам, волнуюсь за их судьбу, жду встреч с ними. Ради искренних и добрых слов этих людей стоило жить и работать.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie